«Профессиональная преемственность классического танца в России»
Термином "классическим танец" пользуется весь балетный мир, обозначая им определенным вид хореографической пластики. Классический танец повсеместно признан одним из главных выразительных сред
ств современного балета. Он представляет собой четко выработанную систему движений, в которой нет ничего случайного и лишнего. Само слово "Классический", применимое к балету, возникло в России. В 1864 году балетный обозреватель московского журнала "Антракт" высказал свою рецензию о современных танцах, применив выражение "классическая школа", это выражение получало развернутую и точную характеристику, и противопоставленное "ломанию" и "фокусничеству" новейшей чужеродной манеры, обретало программный смысл. Таким образом, можно предполагать что именно необходимость защитить благородство содержания и академизм форм русского балетного искусства от воздействия завезенного с Запада канкана вызвала к жизни термин "классически! танец" и дала ему всеобщее признание.

Многие исследователи балетного искусства приписывают создание классического т. придворным сферам, но надо смотреть дальше и глубже. Классический танец - это продукт громадного профессионального труда. Профессиональный танец можно найти и в те века, когда искусства еще сливались с ремеслами. Все ведущие преподаватели начала ХХ в. ленинградской школы / АД.Ваганова, В.И.Пономарев, Б.В.Шавров / учились у Н.Г. Легата, и М.Фокина - учеников знаменитого нашего танцовщика и учителя - Х.П.Иогансона. Иогансон учился у Августа Бурнонвиля. Бурнонвиль - у Огюста Вестриса. Огюст у своего отца Гаэтано Вестриса. Гаэтано Вестрис у Луи-Гийома Пекура. Пекур у Пьера Бошана и - все. Это середина ХУП в. И уже начинается анонимность профессиональном преемственности.
Конечно и они имели предшественников и учились у мастеров своего дела. Отсюда можно сказать, что каждая эпоха имела свой комплекс максимально виртуозных и выразительных танцев. Носителями их были в разные времена, различно именовавшиеся профессионалы. Облик танца менялся, но основа, на котором построен такой профессиональный танец всегда одна: выворотность и прыжки. Выворотность, как анатомическая предпосылка для свободы виртуозного движения; прыжки - первооснова первобытного культового танца. Эти два признака, прослеженные в истории профессиональных танцовщиков, довели нас от античности до Х1Х в, до эпохи, когда сложился наш современный классический балет.
Классический танец сложился и выработал основы своем техники во Франции, которой и принадлежало первенство в области танца, начиная с XYII в. до середины XIX в. Классический танец, как во всей Европе, так и в России был за это время в полной зависимости от французов - балет-мастеров, насаждавших его и у нас, вплоть до начала ХX в. Всю последнюю треть XIX в. классический танец русского балета совершенствовался в строго установление эстетических границах женских и мужских вариаций, массовых танцев в кордебалете. Блюстителем канонов русского балета в театре был М.И.Петита, в школе - X. И. Иогансон. Трудно переоценить значение того факта, Петита обучался у О. Вестриса и воспринял из его рук строгие академические законы классического танца, которым остался верен всю жизнь и которые утвердил как норму требования в русской школе. Работая в России, где были сосредоточены хорошо подготовленные кадры артистов балета, он, как в копилку, собирал все-то значительное, что было создано его предшественниками - мастерами хореографии балетных театров Европы, сохраняя для будущих поколений ярчайшие образы, получившие признание и возведенные позднее в ранг классического наследия балетного театра. В этом великое неумирающее значение деятельности Петита. Балеты Петипа в России завершили длительный процесс формирования классического танца, как систему условных выразительных средств. Тогда же окончательно закрепилась французская терминология классического танца, принятая и по сей день.
Она создавалась путем отсеивания необязательных временных элементов и отбора постоянных, обуславливающих саму природу классического танца.
Большинство название определяет характер обозначаемых ими движения, связанных с работой мышц, таковы разнообразные батманы, которые представляют значительную часть урока классического танца. Например, battements teadus, вытянутые батманы, разрабатывают натянутость ног в танце battements jetes, сообщают ногам подвижность и легкость; battements fondus такие, придают гибкость мышцам ног и т.д.
Ряд названий связан с подражанием пластики животных. Таковы pasde chat - капризный и метки "кошачий прыжок", или cabriole, резкий прыжок, в корне названия которого лежит итальянское capra - “коза”.
Название некоторых движений указывают на связь с движениями народа танцев:
Pas de basgus - движение басков; pas de bourree входит в крестьянский французский танеw БУРЭ.
Если "азбука" классического танца представлялась во времена Петипа сформировавшейся, то приемы и способы "словосочетаний", формообразований на основе этой "азбуки" живые, подвижные и гибкие продолжали развиваться, отвечая требованиям жизни. Сам Петипа не без внутреннего сопротивления влил в кантиленную пластику русской школы стремительность виртуозных итальянских приемов. Еще серьезней и значительней были сдвиги в "Лебедином озере" Л.И.Иванова. Продиктованные задачей психологизации хореографического образа, они вели к существенней перестановке узаконенных движений; например в поисках образности раздвигались границы port de bras - т.е. изменялись движения рук, подчиненные "лебяжьей" пластике танца. Образцом гениального слияния музыки и танца явился "Умирающий лебедь», поставленный М.Фокиным на музыку Сен-Санса. Влияние Фокина, танцовщика и балетмейстера, на хореографию ХХ в. огромно. Уже в первое же десятилетие ХХ в. получилось совершенно обратное взаимоотношение. Дягилевские сезоны русского балета в Париже показали с 1909 г., что русская школа танца не только выработалась в самостоятельную разновидность классического танца, но по законченности и артистизму превышает все существовавшие в то время школы, что первенство отныне принадлежит ей. Танец в исполнении русских артистов балета соединяет в себе напевность и силу, широту и воздушность, обладает стремительностью и плавностью полетов. А самая существенная особенность русской школы классического танца - это танец всем телом. Все тело должно быть выразительным, должно жить в танце - вот непреложный закон нашего балетного исполнительства.
Кристаллизуясь, лексика советского классического танца, насыщалась мотивами многонационального плясового фольклора. Элементы русской и украинской пляски, специфика танцев Закавказья и Прибалтики, Узбекистана и татарин влились в академические формы, оживили и во многом преобразили их. Результаты новаторских преобразований решительнее и прежде всего, сказались на сценических формах классического танца. Но они отразились и на системе преподавания классического танца. Самым наглядным примером явилась практическая деятельность профессора А.Л.Багановой теоретически обобщенная ею в книге "Основы классического танца", вышедшая в 1934 г. Ваганова 30 лет преподавала в Ленинградском хореографическом училище, ныне носящем её имя. За эти годы она отобрала, пересмотрела все действительно ценное в исторически сложившейся системе танца, сделав это с позиций современного художника. Ее книга, выделавшая много изданий на разных языках, и сейчас является необходимым руководством для всех, связанных с балетом.
В 30-ые годы XIX в. учебников по ведению классического танца не было, кроме книги французского педагога Антонины Менье, книга которой была несовершенна. Существовал практически один путь - личный показ движений. Со второй половины XIX в. прочно сложились педагогические принципы такого мастера русской школы классического танца, как Х.Иогансон, а за ним позднее - методика П.Гердта, Н.Легата, А.Горского, В.Тихомирова и др. И каждый педагог по-своему воспитывал, учеников.
Школа Вагановой универсальна для танцовщиц с любой физической конституцией. Методика заключалась в овладении труднейшей техникой координации, при которой в танце не утратилось бы ни одно положение, даже самое, на первый взгляд, незначительное, и при этом отсутствовала бы видимость самой техники. Овладение её методикой давало артистке возможность обрести полную свободу в пластическом выражении хореографического текста. Все танцевальные элементы Ваганова тщательно прорабатывала и строила свои занятия на основе рациональной нагрузки мускулатуры, поэтому её воспитанники не ощущали перенапряжения. Благодаря предельной выворотности ног, включаются в работу мышцы, необходимые для исполнения движений в данный момент. Чистота классического танца достигается большим трудом, его достижение должно быть целенаправленным. Безупречный результат исполнения зависит не столько от наработанной мускулатуры, сколько в первую очередь, от выверенного и рационально точного выполнения приема. В основе танцевальных приемов А.Я. Вагановой лежит гармония, чистота класс, формы и физический закон движения. Они помогают преодолеть любые трудности техники, воспроизвести любой хореографический стиль.
Система Вагановой утверждалась в тесной связи е театральной практикой. Eе ученица Н.М. Дудинская в своих воспоминаниях пишет: "Не надо быть особым знатоком в области балета, чтобы заметить на спектаклях нашего театра у всех - от артисток кордебалета до ведущих балерин - нечто общее в манере исполнения. Единый стиль, единый почерк танца, проявляющийся ярче всего в гармонической пластике и выразительности рук, в послушной гибкости и в то же время в стальной апломбе корпуса, в благородной и естественной посадке головы - это и есть отличительные черты "школы Вагановой". Метод Вагановой оказывал огромное воздействие и на развитие мужского танца. Танцовщики, которые непосредственно у неё никогда не учились, приобретали чисто вагановский "стальной" апломб, умение находить опору в корпусе, брать force руками для туров и прыжков. Саш Ваганова отнюдь не рассматривала свою педагогическую систему как неизменную, раз и навсегда установленную. Её наследие гибко поддается совершенствованию, дополнению, прогрессу.
Огромный вклад в усовершенствование русской класс, школы внес профессор хореографии Н.И. Тарасов, отдавший любимому делу пятьдесят лет творческой жизни. Если А.Я.Ваганова в своей книге сделала упор на женский танец, то Тарасов в своем учебнике "Классический танец" подробно и последовательно рассказывает о сложном процессе воспитания танцовщика. Его труд не сводится лишь к обучению танцевальной технике, он разъясняет будущим педагогам классического танца - необходимость развивать в своих будущих учениках внутреннюю технику, артистизм, чем всегда славился и славится русский балет. Это доказывает блестящая плеяда русских-советских танцовщиков: В.Нижинский, А.Павлова, Т.Карсавина, Г.Уланова, М.Семенова, Т.Вечеслова, К.Сергеев, Ш.Плисецкая, В.Васильев, Е.Максимова, М.Лиепа, И.Кепакова, Л.Семеняка и более молодые А.Лиепа, Н.Ананиашвили, И.Пяткина и многие другие.
Сейчас другая эпоха, другое время, другой стиль исполнения. Это проявляется и в лексике и манере исполнения. Силовые полеты по сцене следуют один за другим. Стиль современности - напор, натиск, сила, решительность. Классический танец не только получил большой толчок к развитию, но расширил свои границы, особенно в техническом отношении. Значительно увеличились группы больших движений, широких полетных прыжков, сложных вращений. Hо в то же время почти исчезли из современных балетов средние прыжки и особенно заноски, что обедняет лексику классического танца. Исчезла нюансировка движений, многие постановки теперь идут на более сложную музыку Ф.Шетена, Ф.Листа, Я.Метнера ... , и хореографы и исполнители не всегда обращают внимание на выразительность и глубину содержания музыки. Часто современные спектакли изобилуют издержками, появляются трюковые движения, взятые из спорта, народного танца. В спектаклях классического наследия сейчас постоянно происходят перемены. Танцовщик не может в силу специфики своей развивающейся профессии, уровня современной подготовки, техники танца, танцевать то, что танцевали до него сто лет назад. Он усложняет вариации более виртуозными "современными" движениями, которые у него хорошо получаются, поэтому изменяется стиль исполнения, этот вопрос очень противоречивый. Высокий профессионализм, тончайший вкус, бережное отношение к настоящим шедеврам прошлого, у которых можно и нужно еще многому учиться, должны быть всегда перед глазами новаторов. На прошедшем недавно седьмом международном конкурсе артистов балета в Москве, посвященному И.Петипа, члены жюри и маститые хореографы отметили, что было исполнено множество вариантов хореографии якобы Петипа. От Петипа не остается даже конструктивного построения вариаций. В дуэтах появляются инородные поддержки, пришедшие в середине нашего века из спорта. Есть этика классического академического танца и нельзя её ломать. Если артист этим пренебрегает, сразу появляется грязь, вульгарность. Конкурс все это четко показал.
Бурно живет хореографическое искусство конца ХХ в. Единственная в течение XIX столетия система классического танца обрела себе спутника и конкурента в лице модерн танца, и сейчас мы наблюдаем их сближение, особенно это видно в Западной хореографии. В России видны симптомы кризиса. Всероссийские конкурсы хореографических училищ в последние годы показали, что учащиеся изъявляли только острое желание блеснуть технически сложным "трюком", снижается качество исполнения, музыка приспосабливается к исполнителям. Увеличивается рост общего среднего уровня подготовки. У учащихся заметен общий недостаток – невыразительность рук.
Сейчас в дни больших перемен нашей страны создается множество коммерческих классических ансамблем. Что они несут русскому балету - расцвет или разрушение? Творческая практика этих коллективов показала, что многочисленные балетмейстеры нового не ищут, а в лучшем случае переносят свои ранее поставленные балеты и безжалостно эксплуатируют все те же классическое наследие. Но ведь не только класс, ансамбли составляют суть и эстет, ценность отечественных балетов наследия. В спектаклях XIX в., прошедших весь ХХ в. и готовых шагнуть в XIX в., важна их драматургия, их общая пластическая атмосфера, которые нарушаются при столь "Активных" переделках, в силу количественной ограниченности трупп и условий безжалостной коммерческой эксплуатации. Пока что процесс создания новых коммерческий трупп несет в себе разрушительные тенденции. На вопрос что может ожидать наш балет, его школу в будущем?, знаменитый педагог А. Мессеpep ответил так: "Трудно сказать, загадывать. Можно только осторожно предполагать. Искусство танца - самое подвижное искусство и в своем развитии оно тоже не стоит на месте".
Классический танец сложился и выработал основы своем техники во Франции, которой и принадлежало первенство в области танца, начиная с XYII в. до середины XIX в. Классический танец, как во всей Европе, так и в России был за это время в полной зависимости от французов - балет-мастеров, насаждавших его и у нас, вплоть до начала ХX в. Всю последнюю треть XIX в. классический танец русского балета совершенствовался в строго установление эстетических границах женских и мужских вариаций, массовых танцев в кордебалете. Блюстителем канонов русского балета в театре был М.И.Петита, в школе - X. И. Иогансон. Трудно переоценить значение того факта, Петита обучался у О. Вестриса и воспринял из его рук строгие академические законы классического танца, которым остался верен всю жизнь и которые утвердил как норму требования в русской школе. Работая в России, где были сосредоточены хорошо подготовленные кадры артистов балета, он, как в копилку, собирал все-то значительное, что было создано его предшественниками - мастерами хореографии балетных театров Европы, сохраняя для будущих поколений ярчайшие образы, получившие признание и возведенные позднее в ранг классического наследия балетного театра. В этом великое неумирающее значение деятельности Петита. Балеты Петипа в России завершили длительный процесс формирования классического танца, как систему условных выразительных средств. Тогда же окончательно закрепилась французская терминология классического танца, принятая и по сей день.
Она создавалась путем отсеивания необязательных временных элементов и отбора постоянных, обуславливающих саму природу классического танца.
Большинство название определяет характер обозначаемых ими движения, связанных с работой мышц, таковы разнообразные батманы, которые представляют значительную часть урока классического танца. Например, battements teadus, вытянутые батманы, разрабатывают натянутость ног в танце battements jetes, сообщают ногам подвижность и легкость; battements fondus такие, придают гибкость мышцам ног и т.д.
Ряд названий связан с подражанием пластики животных. Таковы pasde chat - капризный и метки "кошачий прыжок", или cabriole, резкий прыжок, в корне названия которого лежит итальянское capra - “коза”.
Название некоторых движений указывают на связь с движениями народа танцев:
Pas de basgus - движение басков; pas de bourree входит в крестьянский французский танеw БУРЭ.
Если "азбука" классического танца представлялась во времена Петипа сформировавшейся, то приемы и способы "словосочетаний", формообразований на основе этой "азбуки" живые, подвижные и гибкие продолжали развиваться, отвечая требованиям жизни. Сам Петипа не без внутреннего сопротивления влил в кантиленную пластику русской школы стремительность виртуозных итальянских приемов. Еще серьезней и значительней были сдвиги в "Лебедином озере" Л.И.Иванова. Продиктованные задачей психологизации хореографического образа, они вели к существенней перестановке узаконенных движений; например в поисках образности раздвигались границы port de bras - т.е. изменялись движения рук, подчиненные "лебяжьей" пластике танца. Образцом гениального слияния музыки и танца явился "Умирающий лебедь», поставленный М.Фокиным на музыку Сен-Санса. Влияние Фокина, танцовщика и балетмейстера, на хореографию ХХ в. огромно. Уже в первое же десятилетие ХХ в. получилось совершенно обратное взаимоотношение. Дягилевские сезоны русского балета в Париже показали с 1909 г., что русская школа танца не только выработалась в самостоятельную разновидность классического танца, но по законченности и артистизму превышает все существовавшие в то время школы, что первенство отныне принадлежит ей. Танец в исполнении русских артистов балета соединяет в себе напевность и силу, широту и воздушность, обладает стремительностью и плавностью полетов. А самая существенная особенность русской школы классического танца - это танец всем телом. Все тело должно быть выразительным, должно жить в танце - вот непреложный закон нашего балетного исполнительства.
Кристаллизуясь, лексика советского классического танца, насыщалась мотивами многонационального плясового фольклора. Элементы русской и украинской пляски, специфика танцев Закавказья и Прибалтики, Узбекистана и татарин влились в академические формы, оживили и во многом преобразили их. Результаты новаторских преобразований решительнее и прежде всего, сказались на сценических формах классического танца. Но они отразились и на системе преподавания классического танца. Самым наглядным примером явилась практическая деятельность профессора А.Л.Багановой теоретически обобщенная ею в книге "Основы классического танца", вышедшая в 1934 г. Ваганова 30 лет преподавала в Ленинградском хореографическом училище, ныне носящем её имя. За эти годы она отобрала, пересмотрела все действительно ценное в исторически сложившейся системе танца, сделав это с позиций современного художника. Ее книга, выделавшая много изданий на разных языках, и сейчас является необходимым руководством для всех, связанных с балетом.
В 30-ые годы XIX в. учебников по ведению классического танца не было, кроме книги французского педагога Антонины Менье, книга которой была несовершенна. Существовал практически один путь - личный показ движений. Со второй половины XIX в. прочно сложились педагогические принципы такого мастера русской школы классического танца, как Х.Иогансон, а за ним позднее - методика П.Гердта, Н.Легата, А.Горского, В.Тихомирова и др. И каждый педагог по-своему воспитывал, учеников.
Школа Вагановой универсальна для танцовщиц с любой физической конституцией. Методика заключалась в овладении труднейшей техникой координации, при которой в танце не утратилось бы ни одно положение, даже самое, на первый взгляд, незначительное, и при этом отсутствовала бы видимость самой техники. Овладение её методикой давало артистке возможность обрести полную свободу в пластическом выражении хореографического текста. Все танцевальные элементы Ваганова тщательно прорабатывала и строила свои занятия на основе рациональной нагрузки мускулатуры, поэтому её воспитанники не ощущали перенапряжения. Благодаря предельной выворотности ног, включаются в работу мышцы, необходимые для исполнения движений в данный момент. Чистота классического танца достигается большим трудом, его достижение должно быть целенаправленным. Безупречный результат исполнения зависит не столько от наработанной мускулатуры, сколько в первую очередь, от выверенного и рационально точного выполнения приема. В основе танцевальных приемов А.Я. Вагановой лежит гармония, чистота класс, формы и физический закон движения. Они помогают преодолеть любые трудности техники, воспроизвести любой хореографический стиль.
Система Вагановой утверждалась в тесной связи е театральной практикой. Eе ученица Н.М. Дудинская в своих воспоминаниях пишет: "Не надо быть особым знатоком в области балета, чтобы заметить на спектаклях нашего театра у всех - от артисток кордебалета до ведущих балерин - нечто общее в манере исполнения. Единый стиль, единый почерк танца, проявляющийся ярче всего в гармонической пластике и выразительности рук, в послушной гибкости и в то же время в стальной апломбе корпуса, в благородной и естественной посадке головы - это и есть отличительные черты "школы Вагановой". Метод Вагановой оказывал огромное воздействие и на развитие мужского танца. Танцовщики, которые непосредственно у неё никогда не учились, приобретали чисто вагановский "стальной" апломб, умение находить опору в корпусе, брать force руками для туров и прыжков. Саш Ваганова отнюдь не рассматривала свою педагогическую систему как неизменную, раз и навсегда установленную. Её наследие гибко поддается совершенствованию, дополнению, прогрессу.
Огромный вклад в усовершенствование русской класс, школы внес профессор хореографии Н.И. Тарасов, отдавший любимому делу пятьдесят лет творческой жизни. Если А.Я.Ваганова в своей книге сделала упор на женский танец, то Тарасов в своем учебнике "Классический танец" подробно и последовательно рассказывает о сложном процессе воспитания танцовщика. Его труд не сводится лишь к обучению танцевальной технике, он разъясняет будущим педагогам классического танца - необходимость развивать в своих будущих учениках внутреннюю технику, артистизм, чем всегда славился и славится русский балет. Это доказывает блестящая плеяда русских-советских танцовщиков: В.Нижинский, А.Павлова, Т.Карсавина, Г.Уланова, М.Семенова, Т.Вечеслова, К.Сергеев, Ш.Плисецкая, В.Васильев, Е.Максимова, М.Лиепа, И.Кепакова, Л.Семеняка и более молодые А.Лиепа, Н.Ананиашвили, И.Пяткина и многие другие.
Сейчас другая эпоха, другое время, другой стиль исполнения. Это проявляется и в лексике и манере исполнения. Силовые полеты по сцене следуют один за другим. Стиль современности - напор, натиск, сила, решительность. Классический танец не только получил большой толчок к развитию, но расширил свои границы, особенно в техническом отношении. Значительно увеличились группы больших движений, широких полетных прыжков, сложных вращений. Hо в то же время почти исчезли из современных балетов средние прыжки и особенно заноски, что обедняет лексику классического танца. Исчезла нюансировка движений, многие постановки теперь идут на более сложную музыку Ф.Шетена, Ф.Листа, Я.Метнера ... , и хореографы и исполнители не всегда обращают внимание на выразительность и глубину содержания музыки. Часто современные спектакли изобилуют издержками, появляются трюковые движения, взятые из спорта, народного танца. В спектаклях классического наследия сейчас постоянно происходят перемены. Танцовщик не может в силу специфики своей развивающейся профессии, уровня современной подготовки, техники танца, танцевать то, что танцевали до него сто лет назад. Он усложняет вариации более виртуозными "современными" движениями, которые у него хорошо получаются, поэтому изменяется стиль исполнения, этот вопрос очень противоречивый. Высокий профессионализм, тончайший вкус, бережное отношение к настоящим шедеврам прошлого, у которых можно и нужно еще многому учиться, должны быть всегда перед глазами новаторов. На прошедшем недавно седьмом международном конкурсе артистов балета в Москве, посвященному И.Петипа, члены жюри и маститые хореографы отметили, что было исполнено множество вариантов хореографии якобы Петипа. От Петипа не остается даже конструктивного построения вариаций. В дуэтах появляются инородные поддержки, пришедшие в середине нашего века из спорта. Есть этика классического академического танца и нельзя её ломать. Если артист этим пренебрегает, сразу появляется грязь, вульгарность. Конкурс все это четко показал.
Бурно живет хореографическое искусство конца ХХ в. Единственная в течение XIX столетия система классического танца обрела себе спутника и конкурента в лице модерн танца, и сейчас мы наблюдаем их сближение, особенно это видно в Западной хореографии. В России видны симптомы кризиса. Всероссийские конкурсы хореографических училищ в последние годы показали, что учащиеся изъявляли только острое желание блеснуть технически сложным "трюком", снижается качество исполнения, музыка приспосабливается к исполнителям. Увеличивается рост общего среднего уровня подготовки. У учащихся заметен общий недостаток – невыразительность рук.
Сейчас в дни больших перемен нашей страны создается множество коммерческих классических ансамблем. Что они несут русскому балету - расцвет или разрушение? Творческая практика этих коллективов показала, что многочисленные балетмейстеры нового не ищут, а в лучшем случае переносят свои ранее поставленные балеты и безжалостно эксплуатируют все те же классическое наследие. Но ведь не только класс, ансамбли составляют суть и эстет, ценность отечественных балетов наследия. В спектаклях XIX в., прошедших весь ХХ в. и готовых шагнуть в XIX в., важна их драматургия, их общая пластическая атмосфера, которые нарушаются при столь "Активных" переделках, в силу количественной ограниченности трупп и условий безжалостной коммерческой эксплуатации. Пока что процесс создания новых коммерческий трупп несет в себе разрушительные тенденции. На вопрос что может ожидать наш балет, его школу в будущем?, знаменитый педагог А. Мессеpep ответил так: "Трудно сказать, загадывать. Можно только осторожно предполагать. Искусство танца - самое подвижное искусство и в своем развитии оно тоже не стоит на месте".
Педагог дополнительного образования:
Дергачева Валентина Георгиевна
Дергачева Валентина Георгиевна